Аня (anyalev) wrote,
Аня
anyalev

Записки репетитора

Вот приходит ко мне студентка. Завтра экзамен по органической химии. Она, конечно же, хочет быть доктором. Берем мы органическую химию два, все серьезно. И вот я сижу с ней, занимаюсь, и понимаю, что экзамен она не сдаст ни под каким видом. Ну просто нет шансов никаких. А если учесть, что она завалила предыдущие два, то картина выходит совсем неприглядная. В течении дня после экзамена курс можно бросить. То есть, курс не зачтут, но и плохой оценки не будет. Я сижу и думаю, хватит ли у нее здравого смысла курс бросить. А она мне вдруг говорит: "Ну если я и этот экзамен завалю, то тогда уж последний экзамен мне нужно сдать на отлично. Он по всему курсу и составляет 40% отметки". Тут мне становится совсем плохо, потому что это высоту нам никак не взять.

Я смотрю на то, как она пытается написать механизм реакции, и как у нее получается такое, что хоть плачь, и думаю, что же мне делать? Не могу я ей сказать: "Не трать время и деньги! Бросай курс, отдохни хорошенько, и приходи ко мне в следующем семестре!". Меня ведь никто не спрашивает. Мне не за то деньги платят. Тогда я захожу издалека. Я спрашиваю, когда она собирается подавать документы на медицинксий. Следующим летом. Ага, думаю, значит можно сейчас бросить и взять еще раз весной. Я ей говорю о том, как многие студенты мучаются с органической химией, и как иногда им приходится курс бросить, чтобы повторить его заново, и насколько лучше у них все идет по второму кругу. Она смотрит на меня молча  и я очень надеюсь, что она понимает мой намек.

Следующие два дня я жду от нее вестей. Наконец не выдерживаю и посылаю ей SMS с вопросом "как дела?". В ответ получаю: "The exam was horrible. I decided to withdraw. I will retake next semester. I got what you were trying say".

Или вот есть у меня другая студентка. Она, правда, не хочет быть доктором, слава богу. Она хочет быть зоологом, но для этого ей нужна общая химия. Мы с ней два часа решали задачи и мне казалось, что все вроде как неплохо. А потом мы встретились через два дня и опять стали решать те же задачи, и вот просто как с чистого листа начали. В голове ни-че-го! И вот вопрос: должна ли я ей была сказать, что курс надо бросать, поскольку сдать его у нее нет шансов? При том, что меня никто об этом не спрашивает.
Tags: репетиторство
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments
Ань, на вопрос - если он не риторический - могу ответить примером из московских репетиторов
хороший репетитор всегда говорит, есть ли шансы или сколько конкретно именно этому человеку минимум надо заниматься, или каковы шансы.
ну то есть напрасной надежды не дает, они всегда говорят: очень слабо, мы можем позаниматься, но туда-то и туда вряд ли ты поступишь. Я думаю, отчасти это вопрос репутационный - ну потому что если будет молчать, и человек будет уверен, что все отлично и чудно у него идет, а потом не сдаст или не поступит куда-то - есть шанс, что будет винить репетитора и никому его не посоветует, или даже наоставляет негативных отзывов.
другая категория репетиторов молчит и занимается просто - ну потому что это же работа и деньги, и выгодно. на вопросы отвечает уклончиво)) им выгодно, чтобы просто дольше у них занимался человек. вот у маши логопед из этой категории. что не мешает ей быть отличным логопедом.

а я хочу тебя как химика спросить - вот скажи, химия правда очень сильно завязана на математику? мы сейчас будем заниматься с репетитором по математике (миша попал в сильную группу, которую не тянет на самом деле, уж не знаю, как он там оказался), и если бы только математика, но вот учительница химии говорит, что надо обязательно подтягивать математику, потому что потом он железно поплывет и на химии, из-за слабой математики. вот эта связка действительно такая прямая?
Сорри, если про Москву, смотря для чего ему требуется химия.
Если речь идет о поступлении в вуз, то от математики нужны в основном пропорции, проценты и умение составить уравнение к текстовой задаче.
Математика, которую изучают в старших классах, не требуется.
спасибо!
про москву, да, но не про поступление - а вообще про 7 класс
да, видимо про пропорции и тд речь и идет - пока у них странная химия, они все время рисуют схемки превращений или преобразований. даже не схемки, а натуральные рисунки, квадратики, а в них разноцветные кружки.
Картинки с кружками - это вообще похоже на программу типа Эльконина-Давыдова, а не на ту программу, которая стандартно начинается с 8 класса.
В стандартной программе 8 класса пропорции нужны скоро, но это же не такая высокая математика.
эльконин-давыдов и есть, да.

программа (химии) вообще началась с 6 класса, но сменили школу, поэтому по второму кругу в седьмом проходит (в этой школе та же программа, но с 7 кл)
высокая - не высокая, но некоторым и за 6 класс программу сложно освоить(
Саша, по поводу московских репетиторов тут все не совсем параллельно. Ты описываешь ситуацию, когда репетитор высказывает мнение родителю о его ребенке и его шансах. То есть тут есть третье лицо, которое не совсем в курсе ситуации и ему нужен объективный взгляд профессионала. У меня же учатся взрослые люди и там нет никакого третьего лица. Тут речь идет о том, что человек не совсем адекватно оценивает себя и свои знания. Ко мне когда человек приходит я всегда спрашиваю, какие у вас цели. Очень частый ответ такой: "У меня тут пару вопросов, вы мне на них ответьте и я пойду сдавать экзамен. Постараюсь на пятерку". А то что человек завалил предыдущие два экзамена и за пару часов я его никак не подтяну во внимание этим человеком не принимается. И тут возникает проблема. Не мое это дело говорить взрослому человеку что и как ему делать. С другой стороны, меня моя репутация тоже очень беспокоит. У меня, правда, еще ни разу такого не было, но я легко могу себе представить ситуацию, где человек экзамен не сдал и обвинил в этом меня. Мол, деньги взяла, а работу не сделала.
Что же касается химии и российской школы, то ты понимаешь, что мои слова многого не стоят. Я в российской школе не была. Могу тебе рассказать про американскую школу. Да, математика нужна. Проценты, пропорции, умение решать уравнение с одной переменной. Обязательно нужно умение делить и умножать числа, возведенные в степень. Но самое главное, мне кажется, не это. Чтобы хорошо понять химию нужно иметь определенный уровень аналитического мышления, который достигается, если ребенок занимается математикой. Для этого совершенно не нужно решать олимпиадные задачи, нужно просто комфортно себя чувствовать с обычной школьной математикой.
Если она видит, как она плавает, она сама сообразит. А если не видит ... у нее сильно нарушены связи с реальностью и она тебя не услышит. Но сказать об альтернативе (как ты, собственно, и сделала) - по-моему, нормально. Человек может просто не осознавать, что можно легко бросить курс и потом, с лучшей базой, взять по-новой.
Вот я это и пытаюсь сделать. Мягко и ненавязчиво:)
А не могли бы вы привести пример задачи, если не сложно?
Я бы сказала. Мб не в форме рекомендации "бросать", а в форме информирования: ваши шансы сдать этот экзамен равны 0,1% - или как-то в этом духе.
Мне кажется, что взрослый человек должен свои шансы оценивать сам. Про ребенка все ясно, тут я говорю родителям как есть, опять же, если спрашивают.
Ань, ну видимо, они недостаточно взрослые еще, чтобы оценить свои шансы:-) Ну т.е. и многие вполне себе взрослые не всегда в состоянии это сделать, тем более, если речь идет об области, о которой они имеют приблизительное представление - вот я например тоже могу думать, что уж за год я вполне с учителем смогу одолеть курс школьной химии. и пока я не начну заниматься, и не прозанимаюсь какое-то время- возможно, буду считать, что так и будет (я не знаю глубины и объема). и мою иллюзию будет поддерживать и то, что преподаватель никак не предупреждает, что того, что я знаю в любой из текущих моментов- недостаточно или я недостаточно что-то там умею. я же буду считать, что все идет по плану.
в общем, мне кажется, мягко надо как-то оговаривать рамки.
Аня, как с вами лучше всего связаться? У меня две девочки с пробелами в химии,которым нужен репетитор
Мне кажется, что обязательно надо сказать, что ты как профи думаешь. Она не обязана с тобой соглашаться, но я считаю, что это по честному не вселять надежд. Может, конечно получиться, что именно этот экзамен будет легкий и студент все сдаст.
Из личного опыта, у меня студенты последнего семестра и есть такие, которых надо было остановить гораздо раньше, а то они теперь потратили силы, время, деньги и все в пустую. Частично в этом есть вина преподователей, которые вселяли надежды или не хотели сказать правды.
Вселять надежду это когда человек тебя спрашивает: "Do you think I will pass this course?", а ты ему отвечаешь: "Off course, you will!". Фишка в том, что меня никто не спрашивает, что я считаю по этому поводу. Речь идет о том, стоит ли высказывать свое мнение взрослым людям, когда они тебя об этом не просят.
Но ведь ты не посторонний - ты учитель, это как с врачем, от него ожидаешь, что он не только на все твои вопросы ответит, а и сам тебе вопросы подскажет, а так же посоветует как жить дальше, что верно, а что нет.
ты не высказываешь мнение, когда тебя не спрашивают - ты как учитель оцениваешь объем и глубину знаний. не зря же есть всякие промежуточные контрольные и пр - это дает возможность и учителю, и ученику понять, в каком он именно месте. и учитель анализирует и резюмирует текущее положение.
Я думаю, что да, надо сказать. Я, кстати, тоже биологию из-за органической химии бросила, совершенно не мое, сколько не занимайся.
Но ты же бросила не потому, что тебе кто-то сказал, а потому, что сама поняла.
Да, и не только из-за химии, но все-таки мне кажется, что людям в этом деле необходим толчок или подсказка.
Скажи, а ты взялась бы преподавать химию с нуля по скайпу?
Марина, я тебе написала в личку.
Многие люди не дружат с реальностью. Хоть посмотреть, сколько кривоногих толстух носят летом короткое и обтягивающее. 8) Я думаю, лучше говорить ученикам правду - может, и поделикатнее, но без купюр...8)